✈️ Второй импортозамещенный МС-21 перелетел из Иркутска в Жуковский без посадки

Второй опытный образец полностью импортозамещенного среднемагистрального самолета МС-21 с двигателями ПД-14 выполнил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский, преодолев около 4 300 км за 6 часов 15 минут на эшелоне порядка 11 000 м со скоростью около 800 км/ч. Полет прошел в штатном режиме, без замечаний по работе бортовых систем, и стал первым длительным марш-броском этого борта после доработок по импортозамещению на Иркутском авиационном заводе компании «Яковлев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха). Лайнер прибыл в Летно-испытательный и доводочный комплекс в Жуковском, где будет задействован в дальнейшей программе сертификационных испытаний наряду с другим опытным МС-21, частично оснащенным российскими системами.

Ключевой акцент второго борта — максимальная замена импортных агрегатов на отечественные: заменены органы управления в кабине, приводы системы управления, система перемещения механизации крыла и механизм перестановки стабилизатора, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, комплексная система кондиционирования, система сбора и регистрации полетной информации, системы торможения, силовые установки, топливная система, колеса и шины. Именно на этой машине впервые сертифицировали крыло из композитных материалов российского производства, которое ранее прошло полный цикл испытаний и стало этапной точкой программы МС-21. Фактически самолет выступает летающим стендом для отработки полного контура импортозамещенных бортовых систем перед запуском серии.

По данным Объединенной авиастроительной корпорации и отраслевых материалов, программа МС-21 рассчитывает стать флагманской для обновления российского парка среднемагистральных лайнеров, с планом поставок более 270 самолетов до 2030 года. В опубликованном Едином плане по достижению наццелей объем импортозамещения по гражданской авиации был скорректирован, однако на 2025 год по МС-21 по-прежнему заявлена поставка 9 машин, с ростом выпуска до 31 борта в 2026 году и целевым уровнем 72 самолета в год к 2029 году. При этом к осени 2025 года оставалось заместить около пяти иностранных систем; завершение сертификации «полностью российского» борта ожидается к концу 2026 года с последующим разворачиванием серийного производства.


Командир экипажа второго импортозамещенного МС-21 Андрей Воропаев: «Длительный перелет завершен успешно, самолет отработал на отлично, все системы функционировали без сбоев, расход топлива был в норме, мы приземлились с остатком» (ОАК, 12–13 ноября 2025 года).

Корпорация «Яковлев» (ранее «Иркут») входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха и специализируется на разработке и производстве гражданских и военных самолетов, в том числе МС-21 и семейства Sukhoi Superjet, являясь одним из ключевых центров компетенций по гражданскому авиастроению в стране. Для рынка и поставщиков успешный межбазовый перелет второго импортозамещенного борта означает переход от единичных полетов к наращиванию ресурсных и сертификационных программ, а для заказчиков — шанс, что заявленные сроки вывода полностью локализованного МС-21 в серию и на линии авиакомпаний, пусть и с рисками сдвигов, пока сохраняются в зоне достижимых.

Последние статьи

Related articles