За январь–ноябрь 2025 года государственные закупки гражданских беспилотников в России снизились в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объём контрактов по 44-ФЗ составил 2,6 млрд рублей против 11,3 млрд рублей годом ранее, подсчитала аналитическая система «Тендерплан».
Резкое сокращение федерального финансирования
Основная причина обвала — уменьшение государственного гражданского заказа. В 2024 году из федерального бюджета выделяли свыше 6 млрд рублей на софинансирование закупок дронов, в 2025-м эту сумму урезали до 1 млрд рублей. Годом ранее такое масштабное вливание позволило рынку вырасти втрое относительно 2023 года.
Среди лидеров по завершённым контрактам — Москва (401 млн рублей), Санкт-Петербург (211 млн рублей) и Подмосковье (189 млн рублей). Для сравнения, в 2024-м столица закупила техники на 919 млн рублей.
Прогноз отрасли: минус треть выручки
Профильная ассоциация «Аэронекст» прогнозирует падение отраслевой выручки за услуги примерно на 30% по итогам года. Общий объём гражданского сегмента может опуститься с 21,7 млрд рублей в 2024-м до 15 млрд рублей в 2025-м. Только за первое полугодие рынок услуг просел на 20%, до 3,5 млрд рублей.
«Регионы не стремятся снимать запреты даже там, где беспилотная угроза отсутствует, и не ускоряют согласования», — заявил глава «Аэронекст» Глеб Бабинцев.
Административные барьеры душат бизнес
Эксперты называют целый комплекс причин спада. Сохраняются запреты на использование воздушного пространства во многих регионах, а процедура получения разрешений остаётся громоздкой. Ограничения мобильной связи затрудняют навигацию, предприятия бесконтрольно применяют средства РЭБ, нарушая работу гражданских аппаратов.
Основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков указывает на рост теневых поставок китайской техники, которую «пересобирают под видом российских дронов», что провоцирует демпинг в госзаказе. Регионы, получившие дроны по федеральным программам в прошлые годы, теперь пытаются выполнять работы сами или привлекают непрофильных подрядчиков. Это подтверждает рост страховых событий — признак либо интенсивной эксплуатации, либо низкой квалификации операторов.
Рынок без господдержки не взлетает
Сокращение бюджетных вливаний показало: самостоятельный гражданский рынок беспилотной техники в России так и не сформировался. Административные барьеры, нерешённые с 2022 года, продолжают тормозить отрасль. Эксперты считают первым шагом к восстановлению распространение экспериментальных правовых режимов на большее число регионов — но при условии реальных полётов, а не формального объявления режимов.