УЗГА призвал утвердить паспорт проекта льготного лизинга «Байкалов» до запуска серийного производства

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), разработчик самолёта «Байкал», заявил о необходимости срочного утверждения паспорта инвестиционного проекта, который должен обеспечить поставку машин региональным авиакомпаниям по доступным лизинговым ставкам. Без этого запуск серийного производства девятиместных лайнеров окажется под угрозой.

Коммерческий директор АО «УЗГА» Максим Харин сообщил на совещании в Совете Федерации 18 декабря, что в настоящий момент не решён вопрос о льготном финансировании поставок «Байкалов» по контрактам с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и авиакомпаниями. ГТЛК как квалифицированный заказчик совместно с Минпромторгом России прорабатывает инвестиционный проект, предполагающий предоставление региональным перевозчикам доступных лизинговых условий.

«Для перехода опытных образцов к серийному проекту требуется оперативное политическое решение о согласовании и утверждении паспорта инвестиционного проекта в ближайшее время», — подчеркнул Харин. По его словам, это обеспечит непрерывность работы и позволит заводу приступить к выполнению заказа в установленные сроки.

Проблема экономической эффективности для региональных перевозчиков

Представитель УЗГА отметил, что региональные авиакомпании готовы приобретать самолёты «Байкал», однако по текущим коммерческим ставкам эксплуатация машин экономически невыгодна. «Авиакомпании готовы брать в лизинг, возвращать эти деньги под какую‑то льготную ставку», — пояснил он. Без субсидирования лизинговых платежей востребованность серийных самолётов в регионах останется под вопросом, даже несмотря на потребность в замене морально устаревшего парка.

Девятиместный «Байкал» создаётся для эксплуатации на местных воздушных линиях и призван заменить знаменитый «кукурузник» Ан‑2, разработанный ещё в 1940‑е годы. Разработчик лайнера — ООО «Байкал Инжиниринг», «дочка» УЗГА, которая в 2019 году выиграла соответствующий тендер Минпромторга. Сроки выпуска самолёта неоднократно переносились: первоначально серийное производство планировалось начать раньше.

Планы сертификации и выход на рынок

По данным Росавиации, первый полёт прототипа «Байкала» с российским двигателем и винтом планируется до конца 2025 года. В 2026 году ожидается получение сертификата типа на самолёт — ключевого документа, разрешающего эксплуатацию воздушного судна в гражданской авиации. Получение сертификата откроет путь к массовому производству и поставкам заказчикам.

Принятие решения по паспорту инвестиционного проекта должно снять один из главных барьеров на пути к серийному выпуску самолётов: без подтверждённого финансирования производитель не может гарантировать выполнение обязательств перед лизинговыми компаниями и перевозчиками в срок. Утверждение механизма льготного лизинга позволит закрепить спрос на «Байкал» и избежать простоя производственных мощностей завода после завершения опытно‑конструкторских работ.

Последние статьи

Related articles