Тольяттинский университет представил автономный отопитель для электромобилей при морозе до −45 °C

Специалист Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Алексей Швецов разработал автономную систему обогрева салона электромобиля, способную работать даже при полном отказе штатного электрооборудования машины. Об этом сообщило Минобрнауки РФ 22 декабря.

Устройство рассчитано на эксплуатацию в условиях экстремально низких температур — до минус 45 градусов — и предназначено для предотвращения обморожения людей в случае поломки электромобиля на удалённых трассах северных регионов России.

Конструкция и принцип работы

Автономный резервный отопитель состоит из энергомодуля на базе трёх литий-железо-фосфатных аккумуляторов и трёх тепловентиляторов. Разработчик выбрал данный тип батарей из-за их безопасности (низкая склонность к возгоранию), высокой долговечности и устойчивости к отрицательным температурам.

Устройство спроектировано мобильным и не требует доработки конструкции автомобиля. Тепловентиляторы можно устанавливать в наиболее критичных зонах салона: у ног водителя и пассажиров, а также в области лобового стекла для предотвращения его обмерзания.

Полевые испытания в Якутске

Систему протестировали в Якутске на электромобилях Nissan Leaf. Испытания подтвердили работоспособность отопителя при температурах от минус 20 до минус 45 градусов. В зависимости от наружной температуры устройство обеспечивает непрерывный обогрев салона в течение от 5,5 до 6,2 часа, что превышает среднее расчётное время прибытия помощи на удалённых участках дорог.

Кроме того, отопитель можно использовать для поддержки штатной системы обогрева в сильные морозы, что позволяет экономить заряд основной батареи электромобиля и увеличивать запас хода.

Перспективы применения

Руководитель проекта, специалист регионального проектного офиса инжиниринга ТГУ Алексей Швецов, считает, что технология может найти применение в личном транспорте, каршеринге и такси в северных регионах страны.

По мнению конструктора, возможно размещение отопителей в специальных «контейнерах безопасности» на опасных участках дорог. Водители смогут брать устройство в начале сложного маршрута и возвращать его по завершении поездки.

Результаты научной работы опубликованы в международном научном журнале PLOS One.

Последние статьи

Related articles