Конструктор Павел Цыбин, родившийся 120 лет назад — 23 декабря 1905 года, — возглавлял три крупных конструкторских бюро в СССР. Его разработки охватили планерную авиацию, реактивные самолёты, пилотируемую и беспилотную космонавтику, включая серию разведывательных спутников «Зенит».
Десантные планеры для фронта и дальних экспедиций
В январе 1940 года Цыбин стал главным инженером управления по производству десантно-транспортных планеров при Наркомате авиапромышленности. Совместно с Дмитрием Колесниковым он создал КЦ-20 — лёгкий планер вместимостью 20 вооружённых человек, превосходивший по грузоподъёмности массовые модели А-7 и Г-11. В 1942–1943 годах на заводе под Казанью выпустили 68 машин КЦ-20. Аппараты использовались для бесшумной доставки десантников и грузов в тыл врага, а также для полётов к партизанским отрядам.
С 1944 года Цыбин возглавил планерное КБ и завод №468 в подмосковном Бескудникове, где разработал новый тяжёлый десантный планер Ц-25. Основное отличие — перенос кабины экипажа в верхнюю часть носа, что снизило травматизм при посадках на неподготовленные площадки. В 1947–1949 годах построили 251 планер Ц-25, состоявший на вооружении ВДВ до 1956 года. Это единственный безмоторный аппарат, совершивший посадку на Северном полюсе с доставкой собачьей упряжки и машины ГАЗ-67.
Экспериментальные самолёты и сверхзвуковой разведчик
С 1946 года Цыбин занялся изучением оптимальной формы крыла для околозвуковых скоростей. Экспериментальный самолёт Ц-1 с цельнодеревянной конструкцией и твердотопливным ракетным двигателем (тяга до 1 500 кг) передали на испытания в начале 1947 года. Машина разгонялась до 900 км/ч за 8–10 секунд. Для испытаний изготовили четыре варианта крыльев — два деревянных и два металлических с прямой и обратной стреловидностью. Последняя модификация (ЛЛ-3) достигала 1 000 км/ч после взлёта на буксире Ту-2 и включения ракетного ускорителя. Приземление осуществлялось на подфюзеляжную лыжу; среди новшеств — катапультируемое кресло пилота. Программа прервалась в 1947 году из-за конверсии оборонной промышленности.
В 1955 году Цыбина назначили главным конструктором ОКБ-256, где началась разработка высотного сверхзвукового бомбардировщика РС с воздушным стартом с Ту-95Н и двумя прямоточными двигателями. Расчётная крейсерская скорость — 3 000 км/ч, дальность — около 13 000 км. Однако в связи с успехами ракеты Р-7 программу свернули.
В начале 1957 года задание переформулировали: требовалось создать сверхдальний разведчик РСР, способный вести разведку на удалении 1 700 км от базы. Эскизный проект предусматривал практический потолок 26 700 м, дальность от 2 800 км до 3 760 км на высоте 20 000 м. Самолёт проектировался с малой эффективной площадью рассеивания. Первый полёт под управлением Амет-Хана Султана состоялся 7 апреля 1959 года. К концу сентября 1960 года завершили первый опытный экземпляр, на заводе №99 в Улан-Уде готовили серию из 30 машин. Однако ОКБ-23, куда перевели коллектив Цыбина, закрыли, а самолёты списали.
«Зенит» и вклад в пилотируемую космонавтику
Работая главным конструктором ОКБ-256, Цыбин выдвинул идею планирующего космического аппарата, поддержанную Сергеем Королёвым. Согласно эскизному проекту от мая 1959 года, аппарат стартовой массой 3,5 т с космонавтом на борту выводился на круговую орбиту высотой 300 км ракетой-носителем типа «Восток». Возвращение на Землю занимало около 1,5 часа с планированием в атмосфере на раскрывающемся крыле. Королёв назвал аппарат «лапоток» из-за специфической формы фюзеляжа. После закрытия ОКБ-256 и ОКБ-23 Цыбин перешёл в ОКБ-1 Королёва начальником отдела испытаний перспективных ракет.
Среди его ключевых задач — разработка первого отечественного разведывательного спутника «Зенит». Первый запуск состоялся 26 апреля 1962 года ракетой-носителем «Восток». Спутники оснащались фотоаппаратурой высокого разрешения и фототелевизионным оборудованием; материалы возвращались на Землю в спускаемой капсуле вместе с аппаратурой (обычно три-четыре экземпляра). Между 1961 и 1994 годом запустили более 500 аппаратов «Зенит» — крупнейшую серию спутников-разведчиков в истории космических полётов.
Цыбин считал большим преимуществом «Зенитов» возможность повторного использования спецаппаратуры после приземления.
Помимо «Зенитов», Павел Цыбин участвовал в разработке модификаций корабля «Восток», новых пилотируемых и беспилотных «Союз» и «Союз Т», автоматических межпланетных станций и спутников связи «Молния», обеспечивших линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. В 1980-х годах выступал научным консультантом программы «Энергия — Буран».
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии, инженер-полковник, кавалер семи орденов и многих медалей Павел Владимирович Цыбин скончался в Москве 4 февраля 1992 года.