В октябре 2025 года японская корпорация Mazda Motor утратила право на обратный выкуп 50%-й доли в бывшем совместном предприятии «Мазда Соллерс» во Владивостоке. Срок трёхлетнего опциона истёк, так и не активировав запрос у компании «Соллерс» на реализацию сделки. Это произошло впервые среди иностранных автоконцернов, покинувших РФ после 2022 года.
История вывода и рубль в ноябре 2022-го. Когда Mazda прекратила деятельность в России в ноябре 2022 года, продала свою долю ПАО «Соллерс авто» ровно за один евро, но с опционом на обратный выкуп за ту же сумму в течение трёх лет. Завод производил для российского рынка седаны Mazda6, кроссоверы CX-5 и CX-9, а с 2019 года — бензиновые двигатели Skyactiv-G 2.0.
Завод перезапустили — выпускают туристические автобусы. «Соллерс» перезапустили производство в 2023 году: сейчас на владивостокской площадке (переименованы в «Соллерс-Дальний Восток») производят туристические и междугородние автобусы Sollers SA9 и SA6. По словам генерального директора «Соллерса» Николая Соболева, завод производит до 1500 автобусов в год, закрывая спрос российского рынка на туристический транспорт, где преобладают импортные аналоги.
Вывод: Mazda не вернётся в РФ — власти России не видят в этом необходимости, поскольку «Соллерс» сохранил рабочие места и социальные обязательства, переориентировав мощность. Компания первая из иностранных производителей официально закрыла опцион на возврат. Так и живём.

