«Росатом» планирует запустить производство тихоходных турбин для АЭС совместно с Dongfang

«Росатом» прорабатывает создание собственного производства тихоходных паровых турбин и генераторов для атомных электростанций мощностью 1,2–1,3 ГВт с реакторами типа ВВЭР. Об этом сообщают источники, знакомые с ситуацией. Технологическим партнёром проекта может выступить китайская Dongfang Turbine Co., Ltd, которая производит паровые турбины для АЭС по лицензии французской Arabelle.

Ранее, 11 декабря, стало известно, что Dongfang поставит турбогенераторную установку (тихоходную паровую турбину и генератор) для строящихся третьего и четвёртого энергоблоков Ленинградской АЭС‑2 общей мощностью 2,3 ГВт. Поставка должна быть выполнена до конца 2030 года. Участники рынка называют этот контракт прецедентным, поскольку ранее критическое оборудование такого класса не закупалось у иностранных производителей.

По данным источников, решение о сотрудничестве с китайской компанией связано с необходимостью уложиться в заданные сроки. При этом собственное производство тихоходных установок, по мнению собеседников, позволит госкорпорации в полной мере реализовать планы по сооружению новых АЭС в России, а также обеспечит подстраховку при строительстве зарубежных проектов российского дизайна.

В «Росатоме» отметили, что машиностроительный дивизион компании в июне подписал соглашения об изучении возможности создания производственных площадок по выпуску турбогенераторных установок в Санкт‑Петербурге и Волгодонске. Проекты находятся на начальной стадии реализации. От комментариев по поводу партнёрства с Dongfang в госкорпорации воздержались.

Реакция российского производителя

Единственным производителем установок по тихоходной технологии мощностью 1,2 ГВт в России является завод «Электросила», контролируемый «Силовыми машинами» Алексея Мордашова. «Силовые машины» начали выпуск тихоходных паровых турбин и турбогенераторов мощностью 1255 МВт в 2021 году. Оборудование разрабатывалось в соответствии с техническим заданием ВВЭР‑ТОИ — проекта АЭС с реактором ВВЭР, который реализуется на Ленинградской и Нововоронежской АЭС‑2, а также на Курской АЭС‑2 и Смоленской АЭС.

Источники сообщают, что «Росатом» ранее пытался инициировать переговоры о приобретении «Электросилы». В госкорпорации это не прокомментировали. В «Силовых машинах» заявили, что переговоры не ведутся. При этом «Росатом» не отказывается от планов заказать у «Силовых машин» оборудование для первого и второго энергоблоков Смоленской АЭС‑2 со сроком поставки конец 2033 года. По оценкам собеседников, российское оборудование в среднем на 30% дороже китайского.

В «Силовых машинах» отметили, что в создание отечественного производства тихоходных паровых турбин для атомных энергоблоков вложены многомиллиардные инвестиции. Для этого разработана российская конструкция турбины, построен производственный комплекс с оборудованием. Головной образец первой тихоходной турбины производства «Силовых машин» готовится к пуску на Курской АЭС‑2.

«Мы считаем, что обеспечение технологического суверенитета возможно лишь при последовательной политике, направленной на приоритетную поддержку отечественных технологий и производителей»

В компании указали, что для освоения китайской технологии придётся повторно пройти весь путь создания производственного комплекса, что приведёт к зависимости от иностранной технологии, так как конструкция машины будет лицензионной.

Масштаб инвестиций и влияние на рынок

Сергей Черепов из «Рексофта» указывает, что создание с нуля или глубокая модернизация существующих мощностей для производства тихоходных паровых турбин и сопутствующих генераторов большой мощности — проект национального масштаба, который может потребовать десятки миллиардов рублей. Российские энергомашиностроители, по его мнению, могли бы участвовать в кооперации с «Росэнергоатомом» по производству тихоходных паровых турбин и генераторов, особенно в сфере механической обработки, сборки и контроля качества.

Решение «Росатома» — серьёзный вызов для «Силовых машин», требующий пересмотра рыночной стратегии и поиска новой ниши в изменившейся промышленной экосистеме, считает эксперт. Для госкорпорации же локализация производства позволит контролировать сроки и стоимость проектов, а также предлагать на экспорт продукт без оглядки на сторонних поставщиков.

Реакторы типа ВВЭР‑1200 — один из основных экспортных продуктов «Росатома», в том числе для турецкой АЭС «Аккую» и венгерской «Пакш‑2». Для будущей АЭС в Казахстане госкорпорация также предлагает технологию ВВЭР‑1200.

Последние статьи

Related articles